Упражнения для правильной осанки у детей. Лфк для детей с нарушением осанки в картинках Гимнастика для правильной осанки для детей

Формирование осанки у ребенка осуществляется еще в детском возрасте. В этот период взрослые должны не только проконтролировать правильное положение позвоночника, но и создать все необходимые условия, чтобы малыш правильно и всесторонне развивался. Очень важно с ранних лет делать для детей для правильной осанки. Это является не только отличной профилактикой, но и средством для укрепления детского позвоночника и всего организма.

Что такое у детей

Каждый ребенок имеет определенную позицию при сидении, ходьбе, находясь в горизонтальном положении. При этом важно, чтобы голова держалась прямо, плечи были развернуты, спина была ровной, живот втянутым, ноги в коленях не согнуты. Правильная осанка - это не только красивый визуальный вид, но и залог полноценного здорового развития ребенка. У детей с ровным и гибким позвоночником отлично функционируют органы дыхания и кровообращения, прекрасно развивается мышечная мускулатура.

Риск и опасность неправильной осанки

От того, какую позу принимает ребенок при движениях и пассивном состоянии, зависит развитие его опорно-двигательного аппарата и организма в целом. Неправильная осанка ведет к деформации позвоночника и множеству проблем других органов, возникающих в связи с этим. Поэтому необходимо именно с детства привить ребенку принципы правильной позиции тела, знать, какие упражнения вырабатывают правильную осанку. Для детей это очень важно.

Факторы, которые влияют на формирование правильной осанки у детей

В юном возрасте позвоночник очень гибкий и пластичный, он развивается немного быстрее, чем мышечная ткань. На формирование осанки в детстве может влиять большое количество различных факторов, а именно:

  1. Правильное сбалансированное питание с добавлением необходимых организму витаминов, минералов, микроэлементов играет очень важную роль. Если ребенку не хватает белка, кальция и необходимых питательных веществ, то это может привести к деформации позвоночника даже при соблюдении всех остальных правил.
  2. Наследственные факторы.
  3. Режим дня. При полноценной физической активности, своевременном и достаточном сне, сбалансированном питании, проведении времени на свежем воздухе развивается правильно не только опорно-двигательная система, но и весь организм.
  4. Чрезмерные физические нагрузки, неправильное поднятие тяжестей могут привести к деформации позвоночника, поэтому важно поговорить с ребенком на эту тему.
  5. Избыточный вес. Важно с раннего детства следить за массой тела ребенка, так как лишние килограммы будут препятствовать полноценному развитию и могут приводить к деформации позвоночника и соответственно неправильной осанке.
  6. Рабочее место, Необходимо создать все оптимальные условия для работы и отдыха для ребенка. Обязательно продумать освещение в его комнате. Следить за тем, как ребенок сидит, спит. Подобрать ортопедический матрас для кровати.
  7. Упражнения для детей для правильной осанки позволяют позвоночнику получать необходимую физическую нагрузку и развиваться полноценно.
  8. Обувь для ребенка играет также немаловажную роль, она должна быть специальной, такой, чтобы не способствовать развитию плоскостопия. Многие не считают этот фактор важным, а его влияние на позвоночник велико.

Причины формирования неправильной осанки у ребенка

Необходимо обратить внимание на то, что позвоночник в раннем возрасте очень уязвимый и легко поддается деформации. На осанку могут влиять постоянная неправильная поза при сидении, гиподинамия, плоскостопие, бытовые условия, а также перенесенные в детстве осложнения после болезни. Для того, чтобы предотвратить серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, взрослые должны очень внимательно отнестись к этому вопросу и контролировать своего ребенка. Очень важно подобрать упражнения, которые вырабатывают правильную осанку для детей.

Профилактика нарушений осанки

Для того, чтобы потом не прилагать множество усилий для лечения, лучше всего предотвратить заняться ее профилактикой, к ней можно отнести:

  1. Расслабление мышц опорно-двигательного аппарата. Важно хотя бы час в день принять горизонтальное положение для расслабления мышц.
  2. Создать оптимально рабочее место с хорошим освещением, особенно это важно для школьников.
  3. Обязательно подобрать упражнения для детей для правильной осанки для каждого ребенка индивидуально с учетом особенностей его организма и физического развития.
  4. Плавание - отличный и самый эффективный способ профилактики нарушения осанки у детей.

Психологический аспект правильной осанки у детей

Ребенок обязательно должен развиваться личностно, его надо хвалить, поддерживать. Ведь часто сутулость, опущенные плечи - это показатель внутренней зажатости детей. Необходимо создать максимально дружескую радостную атмосферу в доме и в том месте, где он проводит много времени (детский сад, школа), чтоб ребенок ощущал себя радостным, счастливым и полноценным членом коллектива. Ведь правильная осанка несет в себе и психологический фактор: все уверенные успешные люди ходят правильно, с высоко поднятой головой, поэтому если родители хотят видеть своих детей счастливыми и удачными, необходимо учесть этот нюанс.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей

Очень важно с раннего возраста приучать ребенка к физической активности, которая не только позволяет укрепить позвоночник, но и создать привычку держать его правильно, не горбиться и не сутулиться. Упражнения для детей для правильной осанки вырабатывают привычку нужного положения тела, закрепляют верную позицию. Начинать лучше всего с движений, которые предусматривают ходьбу, лазание, ползание. Хождение благоприятно влияет на развитие стоп, является Далее вводится бег и резиновым жгутом.

Комплекс упражнений для правильной осанки для детей

Систематические физические нагрузки и спорт являются лучшей профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Учитывая возраст, физическое развитие, особенности организма, можно подобрать индивидуальные упражнения для детей для правильной осанки, например:

  1. В положении стоя, руки на поясе. Необходимо развести локти назад, сместив при этом лопатки. Сделать вдох. Вернуться в исходное положение. Повторить пять раз.
  2. Руки расставить в стороны и произвести круговые махи руками назад. Повторить десять раз.
  3. Ноги расставить, локти положить на плечи. Наклониться вперед - вдох. Вернуться в исходное положение, выдох. Повторить пять раз.
  4. В положении стоя руки заложить за спиной, наклониться вправо, влево. Сделать пять раз.
  5. Взять в руки палку. Вытянуть руки с палкой вперед, наклоняясь при этом. Вдох. Вернуться назад. Выдох. Повторить пять раз.
  6. Приседание с палкой повторить пять раз.
  7. Принять горизонтальное положение. Поднимать поочередно ноги пять раз.
  8. Лечь на живот, руки на поясе. Разгибать корпус, повторить пять раз.
  9. Встать, руки на пояс, производить прыжки тридцать секунд, чередуя их с хождением (одна минута).
  10. Руки поставить перед грудью, развести и сводить. Повторять пять раз.

Важно помнить, что лучше вовремя начать проводить профилактические меры с детства, чем потом заниматься лечением позвоночника в зрелом возрасте.

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, и др);
  • изменения во фронтальной плоскости - сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны : детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.

    Г.И. Погадаев «Настольная книга учителя физкультуры», М., Физкультура и сорт», 2000 г.

    Б.Н.Никитский «Плавание», М., «Просвещение», 1975 г.

    Л.И.Кулимова «Книга учителя физической культуры». М., «Физкультура и спорт».

    И.В.Шефер «Эликсир бодрости», М., «Ф и С», 1980 г.

    М.А.Корхин «Лечебная физкультура в домашних условиях», Ленииздат, 1990 г.

I. Введение.

Начну с того, что мы называем осанкой.

Осанкой мы называем привычное положение тела, наиболее благоприятное для сохранения равновесия и функциональной деятельности всех органов и систем человека.

Правильная осанка : голова держится прямо, позвоночник умеренно изогнут. В положении правильной осанки человек, встав спиной плотно к стене, касается ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками (см. прил. №1), при этом все линии правой и левой стороны симметричны.

Нарушения осанки бывают функциональными и фиксированными. Определить их легко:

    ученик с функциональными нарушениями по заданию учителя и его помощью может принять положение правильной осанки;

    ученик с фиксированными нарушениями сделать этого не может.

В последнем случае работа со школьниками проводится в специальных группах под руководством врача. На уроках учитель в основном работает с учениками, имеющими нормальную осанку с функциональными нарушениями.

II . Причины возникновения нарушения осанки.

Функциональные нарушения часто появляются вследствие неправильного обращения родителей с детьми в раннем возрасте.

    Носят на одной и той же руке, водят за одну и ту же руку.

    Если он пользуется не соответствующей его росту мебелью.(Стол за которым ребенок дома занимается соответствует?!)

    Носит обувь не по ноге.

    Не выполняют с раннего детства элементарные физические упражнения, что приводит к слабости мышц, в том числе и спины.

Все это приучает маленького человека к асимметричным положениям тела, в результате которых мышцы одной половины тела преимущественно растянуты, а другой – сокращены. Такое положение становится для ребенка привычным и удобным. В дальнейшем уже и при отсутствии стимуляторов он старается принять его.

Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить. На формирование неправильной

осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (см. прил.№2). Определить плоскостопие легко: подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге.

Стопа бывает нормальная, плоская и полая и уплощенная. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боль в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие встречается у школьников чрезвычайно часто.

Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправит его.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

    Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве часто. Оптимальная высота каблука 3-4 см.

    Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять обще развивающие упражнения.

III . Воспитание правильной осанки.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях).

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции).У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно – двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвоночника и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и т.д.

Приложение №1. Правильная осанка

а) правильная б) не правильная

Приложение №2 Плоскостопие.

    Повороты кругом с грузом и без.

    Приседания без груза: а) ступни под углом 45 градусов; б) ступни сомкнуты; в) ноги скрестно. То же с грузом.

    Приседания с поворотом кругом при различном положении ног.

    Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с грузом.

    С грузом. Поднимая руки вперед, опуститься на колени, опустить руки – подняться.

    Ходьба по рейке с грузом приставными шагами, по левым, по правым бокам.

    С грузом на голове идти, перешагивая через мячи и другие предметы (лавки).

    Ходьба по наклонной скамье с грузом.

    Ходьба с грузом на голове и подниманием голени до уровня пояса, хлопок под коленом.

При правильной осанке позвоночник имеет физиологические изгибы в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб к переди) и кифоза (изгиб кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы видны при осмотре сбоку. При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметные его искривления следует рассматривать как отклонение от нормы.

Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта , которые оказывают большую нагрузку на позвоночник : тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и т.д.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физминутками, специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнения 1-3 мин.

Необходимо воспитывать у детей стойкую привычку держать тело в правильном положении. Контролировать осанку необходимо как можно раньше.

Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а прежде всего – со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребенка дома.

Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. Для этого конкретно, доходчиво и понятно надо объяснить школьникам, что такое правильная осанка. Приведу для примера один способ объяснения:

Учитель показывает различные осанки, включая нормальную, а ученики должны выбрать для себя одну, которая им больше понравится. Почти всегда дети выбирают нормальную осанку. При этом ребятам не только объясняют, что она не только красивая, но и полезна, так как обеспечивает наиболее благоприятное положение для работы внутренних органов (легко показать наглядно, как сдавливаются сердце и легкие при разных искривлениях позвоночника, неправильном положении головы, плеч и т.д., на поролоновой кукле, на которую контуром наносят расположение внутренних органов). Когда дети поймут, что такое правильная осанка, их можно научить проверять себя у стенки и рекомендовать проводить такую проверку не только в школе, но и дома.

Прежде всего, формированию осанки помогают все упражнения, укрепляющие мышцы. Хорошо подобранные обще развивающие упражнения разносторонне воздействуя на все группы мышц, создают хороший мышечный корсет, способный удерживать тело в правильном положении.

Специальные упражнения для воспитания осанки выполняют на каждом уроке: легкие и хорошо усвоенные – в водной и заключительной частях; новые, требующие специального обучения, - в основной. Выученные на уроке упражнения следует рекомендовать ученикам включать в комплексы гигиенической утренней гимнастики.

Одной из задач учителя физической культуры во всех классах – это систематическое наблюдение за осанкой, исправление недостатков ее в ходе урока. Нельзя пропускать даже, казалось бы, мелких нарушений осанки. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение головы. Иногда учителю полезно понаблюдать за детьми вне урока. О замеченных недостатках в осанке провести беседу. За соблюдением правильной осанки должны следить на уроках все учителя, так как, если ученик будет стараться держаться правильно только на уроке физической культуры, а на других уроках будет сидеть развалившись с опущенной головой, сведенными вперед плечами – работа над формированием осанки не будет эффективной. К работе над осанкой необходимо привлечь и родителей.

Учителя и родители должны следить за тем, чтобы дети не горбились, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Спину следует правильно держать и сидя за столом (во время еды, выполняя домашние задания, при ходьбе и при выполнении физических упражнений.

Детям с нарушением осанки полезно спать на ровной, жесткой постели на спине или на животе (но не на боку!). Отдыхать в течении дня (особенно после физических нагрузок) полезно лёжа, а не сидя, а не сидя, чтобы не создавать дополнительные нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.

    Перенести тяжесть тела на пальчики ног. Перекат на пятки, пальцы вверх.

    Захватывание мелких предметов стопами.

    Скользя левой ногой по полу, выдвинуть ее вперед на носок, поднять пальцы, опустить, коснуться носком пола. Повторить 6-8 раз, после чего приставить левую, повернуться и повторить правой.

    Поднимая пальцы вверх, коснуться пяткой пола, опуская пальцы, коснуться носком. Повторить 6-8 раз и сделать то же другой ногой.

    Отвести ступню наружу, как можно больше, затем внутрь (движение только в голеностопном суставе). Повторить 6-8 раз. То же правой.

    Круговые движения ступней. При движении вверх пальцы поднимать как можно выше, опускаясь, касаться носками пола.

    Ходьба на наружных сторонах стоп.

    Ходьба по канату, лежащему на полу, охватывая его сводами стоп.

    Ходьба по планкам, гимнастическим палкам лежащим на полу.

    Прыжки на носках, пятки касаются одна другой.

    Подскоки с зажатыми между сводами стоп малым мячом.

    Поднимание пальцами ног скакалки, лежащей на полу.

4. Примерные упражнения на формирование правильной осанки с грузом на голове.

Формированию правильной осанки помогают упражнения с грузом на голове (мешочек весом 150-200 г., наполненный песком, горохом и т.д.). Мешочек кладут на голову, ближе ко лбу. Груз на голове контролирует положение тела, так как при малейшем отклонении от правильного мешочек падает.

    И.п. – пятки вместе, ступни под углом 45 градусов, руки на поясе. На голове груз. Присесть – выпрямиться.

    И.п. – ступни параллельны (на расстоянии ступни), руки свободно опущены, на голове груз. Руки вперед, присесть, опуская руки выпрямиться.

    И.п. – стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони друг от друга. Сгибая пальцы, поднимать внутренние края стоп. Повторить 8-10 раз.

    И.п. – стоя, стопы повернуты внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть и выпрямит ноги в коленках, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

    И.п. – упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед. 30-40с. То же прыжками (зайчик).

    И.п. – стоя на нижней рейке гимнастической стенки, хват руками за рейку на уровне плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

    Ходьба в полуприсяде 30-40 с.

    И.п. – стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). По 10-12 раз каждой ногой. Упражнение выполняется в быстром темпе.

    И.п. – то же. Повороты стопы наружу и внутрь. По 4-6 раз каждой ногой.

    И.п. – то же. Круговые движения стопой по часовой и против часовой стрелки. По 4-6 раз в каждую сторону.

    И.п. – стоя, под каждой стопой теннисный мяч. Перекатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

    И.п. – стоя, положив на пол (около ног) две булавы так, чтобы головки их почти соприкасались, а основания были направлены на разные стороны. Захватив пальцами каждой ноги шейку булавы, приподнять ее, не отрывая ее основания стоп от пола.

    Ходьба на носках в полуприсяде (носки развернуты внутрь).

    Ходьба по рейке гимнастической стены с опорой на основание стоп, держась руками за рейку на уровне груди.

    Ходьба вверх и вниз по наклонной плоскости.

    Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходьба в течении 30-40 с.

3. Примерные упражнения для профилактики и укрепления свода стопы (2).

    Ходьба на носках, не сгибая коленей.

IV . Практическая часть.

1. Примерное содержание урока лечебной гимнастики для учащихся со сколиозом (компенсированная форма).

Подготовительная часть.

    Ходьба с движениями руками: ходьба на носках.

    И.п. –о.с. Поднять прямые руки вверх – вдох; опустить – выдох. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.

    И.п. –о.с., руки на поясе. Сгибая ногу, подтянуть ее к животу, вернуться в исходное положение. По 3-4 раза каждой ногой.

    И.п. – о.с., в опущенных руках гимнастическая палка. Подтянуть палку вверх -–вдох, опустить выдох. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – о.с., палка на лопатках. Наклонить туловище вперед (спина прямая) – выдох; вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – о.с. – палка в опущенных руках. Присесть вытягивая руки вперед с палкой, вернуться в и.п. (спина прямая). Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – о.с., руки перед грудью. Развести руки в стороны (ладонями вверх) – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

Основная часть.

    И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука с выпуклой стороны искривлена располагается на одну перекладину ниже). Глубоко присесть, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.

    И.п. – лежа на спине (на наклонной плоскости), взявшись руками за рейку гимнастической стенки, подтягивать согнутые в каленных суставах ноги к животу -–выдох, выпрямляя ноги – вдох. Повторить 34 раза.

    И.п. –лежа на животе(на наклонной плоскости), взявшись руками за край гимнастической скамейки, поочередно поднимать ноги назад – вверх. По 2-4 раза каждой ногой.

    И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища (ладонями вниз). Поднимать таз, опираясь на ладони, плечи и стопы – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п.- то же. Движения согнутыми ногами, как при езде на велосипеде. Повторить 10-12 раз.

    И.п.- лежа на боку, подложив ватный валик под выпуклую часть грудной клетки, ноги разведены. Поднять вверх руку с вогнутой стороны искривления позвоночника – вдох; опустить – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п. –лежа на животе, рука с вогнутой стороны искривления вытянута вверх. Поднять туловище – вдох; вернуться в и.п. –выдох. Повторить 3-4 раза.

    И.п. – лежа на животе, руки на поясе. Отведение ноги с выпуклой стороны искривления (поясничный сколиоз) в сторону и одновременно вытягивание руки с вогнутой стороны искривления (грудной сколиоз) вверх – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – лежа на животе, нога с выпуклой стороны искривления отведена в сторону, руки на затылке Отвести локти назад, слегка прогнув позвоночник, -вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п. – лежа на животе, руки вверху. Напречь все мышцы тела, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вверх – вдох, расслабить мышцы – выдох. Повторить 3-5 раз.

    И.п.- лежа на боку (выпуклость искривления позвоночника в поясничном или пояснично – грудном отделе обращения вверх). Поднять одну или обе ноги вверх – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

    И.п. – стоя на коленях у гимнастической стенки, держась руками за вторую или третью рейку снизу. Прогибать туловище назад (до выпрямления рук); вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.

    И.п. – стоя на четвереньках поднимать руку (с вогнутой стороны искривления в грудном отделе) вверх с одновременным отведением ноги (с вогнутой стороны искривления в поясничном отделе) назад, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.

    И.п. – стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседания, вытягивая руки в стороны. Повторить 4-5 раз.

    И.п. – стоя руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носках.

    Стоя по кругу, взявшись за руки. Поднимать руки вверх с одновременным подниманием но носки. При поднимании рук – вдох, при опускании – выдох. Повторить 4-5 раз.

    Стоя по кругу, взявшись за руки. Полуприседания (спина прямая). Повторить 3-4 раза.

    И.п. –стоя руки к плечам. Поднять руки вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

2. Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия.

    Сидя на гимнастической скамейке (или на стуле) одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По 10 раз каждой ногой.

    То же в положении стоя.

    И.п. – стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки; вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

    И.п. –то же. Полуприседания. Повторить 608 раз.

    И.п. – о.с., руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп; 30-60 с.

    И.п. – то же, но носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 10-15 раз.

    И.п. – стоя носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки, вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.

    И.п. – стоя ноги врозь (стопы параллельны), руки в стороны. Присесть с опорой на всю ступню, вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

    И.п. – стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) – «след в след». Подняться на носки, вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.

    И.п.- стоя на носках, стопы параллельно, руки на поясе, покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на всю ступню. Повторить 8-10 раз.

    И.п. – стоя на носках. Развернуть пятки наружу, вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

Что называют правильной осанкой? Как осанка влияет на здоровье человека? Эти вопросы для современного человека сегодня актуальны, как никогда. К сожалению, чем больше развита цивилизация, тем меньше у нас необходимости в движении. А движение нужно человеческому организму, чтобы поддерживать тонус опорно-двигательного аппарата и мышечный каркас.

Именно поэтому разрабатываются различные комплексы упражнений для коррекции осанки, способные профилактировать или даже исправить нарушения в позвоночнике.

Правильная осанка – залог здоровья

Осанкой называют положение тела при ходьбе, сидении или стоянии. Постепенно в процессе жизни она будет формироваться и от нее зависят многие жизненно важные процессы в организме человека.

Примером правильной осанки являются спортсмены, танцоры и просто люди, занимающиеся физкультурой. При этом у них всегда прямая спина и ровная уверенная походка. Правильную осанку иногда называют королевской.

В формировании осанки принимает участие много мышц. Если она сформирована еще с детства, человек будет испытывать меньше проблем с работой сосудов, сердца, опорно-двигательного аппарата, легких, органов пищеварения.

Правильная осанка

Причины нарушения осанки

Причины появления не правильной осанки подразделяются на две группы:

  • врожденными;
  • приобретенными.

От рождения у человека могут быть такие причины неправильной осанки:

  • Расщепление позвонков в любом участке позвоночника.
  • Срастание отростков позвоночника, который называются остистыми.
  • Формирование позвонков неправильной формы.
  • Несрастание дуг позвонков.
  • Деформирование позвонков.

Причины и условия, который повлияли в процессе жизни:

Плоскостопие

  • привычка сидеть в неправильной позе;
  • мебель, которая не соответствует росту человека, особенно если ею приходиться пользоваться длительное время;
  • полученный травмы, в результате которых пострадал позвоночник;
  • неправильное развитие костей и нехватка в них нужных микроэлементов;
  • сложные инфекционные болезни;
  • неправильно развитие стопы, а именно ;
  • неполноценное развитие тазобедренного сустава;
  • пребывание в одном и том же положении очень долго;
  • воспаление суставов позвоночника.

Неправильная посадка может быть причиной нарушения осанки

Причинами неправильной осанки может стать с детства привычка у ребенка сидеть неправильно в школе или детском саду. Еще отсутствие полной физической нагрузки влияет на формирование осанки и ее развитие в течение жизни, поэтому неправильную осанку нужно исправлять.

В организме человека взаимосвязаны практически все органы и их системы.

Как влияет осанка на общее здоровье человека:

  • Все внутренние органы располагаются на своих местах.
  • Они не придавливаются и не перегибаются.
  • При этом всегда правильно работает кишечник.
  • Происходит нормальный отток желчи.
  • Находится в нормально кровообращение во всех сосудах.
  • Не повреждается суставная ткань.

Правильная осанка влияет и на состояние психоэмоционального фона человека. Прямая спина и красивая осанка придает уверенности и предотвратит развитие депрессии.

Читайте также

Особенности упражнений для исправления осанки в домашних условиях

Перед выбором любого комплекса нужно получить консультацию у врача. Он сможет оценить отклонения от правильной осанки и составить комплекс общеразвивающих и лечебных упражнений. От этого может зависеть нагрузка и тип упражнений для домашних занятий.

Необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений дома факторы:

  • Вес пациента. При большом количестве лишнего веса будет увеличиваться нагрузка на позвоночник. Поэтому пациенту необходимо стараться избавиться от лишних килограммов.
  • В момент занятий нужно следить за своей осанкой. Но при этом стараться не напрягать мышцы, чтобы не болела спина.
  • Для закрепления успеха можно использовать специальный корректор осанки. Он будет поддерживать и формировать позвоночник, и осанка всегда будет находиться под контролем.
  • Нужно обратить внимание на положение головы. Ее держат высоко, но не задирают неестественно. В этот момент взгляд должен концентрироваться на уровне глаз. Можно выбрать какой-то предмет, на котором будет концентрироваться взгляд.
  • Необходимо завести привычку и выпрямлять спину во время ходьбы , сидения или стояния. Так нужно поступать и в период отдыха.
  • Для поддержания привычки и стимулирования занятий по исправлению осанки используют наглядные элементы. Это могут быть специальные плакаты дома или на рабочем месте. Можно ставить напоминания в телефон.

Правильное положение сидя

Истории наших читателей!
Хочу рассказать свою историю, о том как я вылечила остеохондроз и грыжу. Наконец-таки я смогла побороть эту нестерпимую боль в пояснице. Веду активный образ жизни, живу и радуюсь каждому моменту! Несколько месяцев назад меня скрутило на даче, резкая боль в пояснице не давала двигаться, даже не смогла идти. Врач в больнице поставили диагноз остеохондроз поясничного отдела позвоночника, грыжа дисков L3-L4. Прописал какие то лекарства, но они не помогали, терпеть эту боль было невыносимо. Вызывали скорую, они ставили блокаду и намекали на операцию, все время думала, об этом, что окажусь обузой для семьи... Все изменилось, когда дочка дала почитать мне одну статью в интернете. Не представляете на сколько я ей за это благодарна. Эта статья буквально вытащила меня из инвалидного кресла. Последние месяцы начала больше двигаться, весной и летом каждый день езжу на дачу. Кто хочет прожить долгую и энергичную жизнь без остеохондроза,

Лечебная физкультура для исправления сутулости

Основной причиной появления сутулости у людей является слабость мышц спины. Поэтому упражнения лечебной физкультуры в основном должны быть направлены на их укрепление и выпрямление позвоночника.

При правильном подходе и настойчивости результаты станут уже заметны через несколько дней после начала занятий.

На что нужно обратить внимание:

  • Исходное положение тела.
  • В упражнениях почти всегда будут чувствовать руки, ноги.
  • Комплекс упражнений должен занимать около минут.
  • Чтобы обойтись без дорогостоящих тренажеров можно использовать подручные средства. Облокачиваться можно на стену, а гантели сделать из пластиковых бутылок с песком.
  • В процессе упражнений следить за осанкой и выполнять их только с прямой спиной.
  • Если упражнение выполняется у стены не нужно касаться ее затылков. Достаточно ее держать ровно.
  • Для начала стояние у стены должно длиться не менее 2 минут. Постепенно увеличивая время в процессе выполнения курса упражнений.

После того, как мышцы спины придут в нужный тонус, исправится осанка. Если войдет в привычку следить за ней и делать в целях профилактики специальные упражнения осанка всегда будет правильной.

Осанка - основной показатель физического развития

Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области.
Назначение: осанка является одним из свойств телесной красоты. Предложенные специальные упражнения необходимо применять для формирования правильной осанки на уроках физической культуры для детей 5-6 классов.
Данные упражнения могут быть полезны учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, физоргам в детских садах.
Описание: данные упражнения применяются как в подготовительной части урока, так и в основной. Для контроля правильной осанки упражнения рекомендуется применять с детского сада и во всех классах.
Цель: формирование у школьников правильной осанки
Задачи:
1. Приобретение детьми привычки держать тело прямо;
2. Научить контролировать свою осанку;
3. Научить детей определять правильность осанки.



Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. У человека, имеющего правильную осанку, спина прямая, плечи расположены на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, грудь расправлена, подбородок приподнят.
Формирование осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания, особенно в детском саду.
Для формирования правильной осанки необходимо развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитие статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижности позвоночника. Для того, чтобы сформировать у занимающихся навык правильной осанки, прежде всего, необходимо научить их принимать позу правильной осанки.
Чтобы осанка была правильная, следует начать с приобретения привычки держать тело прямо:
1. Сидеть за партой прямо, слегка наклонив голову вперёд;
2. Носить портфель за спиной, а не на одном плече;
3. Неся портфель, периодически перекладывать её из руки в руку;
4. Спать на достаточно жесткой постели и плоской подушке.

Одно из упражнений на ощущение правильной осанки:
Встать спиной к стенке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела, отойти от стены, сохраняя положение.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения у стены:


Выполняя упражнения у стены, надо не только сохранять исходное положение, но и, что важно, стараться его запомнить.
Воспитание привычки правильно держать голову и тело помогает балансирование небольшим грузом, положенным на голову. Выполняя упражнения с предметом на голове необходимо запоминать правильное положение тела во время передвижения. Если положение тела неправильное, то во время действий предмет, лежащий на голове, упадет.


Фиксировать позвоночник в правильном положении и контролировать эту позу помогают упражнения с гимнастическими палками:


и короткими скакалками:


На осанку детей отрицательно влияет недостаточное, а иногда слабое и просто аномальное развитие сводов стопы, ее уплощение. Для укрепления стопы и поддерживающих ее своды мышц применяются упражнения в ходьбе на носках; на наружной стороне стопы; по канату; по гимнастическим палкам; лазанье и передвижение по гимнастической стенке; переносить, захватив пальцами ног, мелкие предметы; катать малые мячи стопой.


Для профилактики нарушений осанки необходимо выполнять 2-3 упражнения у стены, 2-3 – с предметом на голове, в движении, а также выполнять упражнения для профилактики плоскостопия.
Каждый ребенок, подобрав себе комплекс ОРУ должен делать каждое утро зарядку, включив эти упражнения, всё в наших руках.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!