Прямой нападающий удар состоит из. Техника выполнения нападающего удара

Атака - основной способ набора очков в волейболе. В игровом составе команды, если не брать в расчет либеро, пять нападающих игроков. Даже связующие иногда используют нападающий удар, а ведь от них этого практически никто не ждет - поэтому эти редкие попытки почти всегда эффективны.

Картина набора очков выглядит примерно следующим образом:

  • 50-60% - атака.
  • 0-30% - ошибки соперника.ли
  • 0-15% - результативная игра на блоке.
  • 0-20% - очки, выигранные с подачи.

Диагональ, или линия для доигровщика и диагонального

При постановке блока игрокам далеко не всегда удается полностью закрыть площадку от нападающего. Открытыми оставляют те направления, куда нападающему сложнее всего попасть. Поэтому блокирующие всегда стремятся закрыть центр поля и оставить линейное или ходовое направление в зависимости от предпочтения нападающего. Атака по линии - удар нападающего вдоль боковой линии площадки соперника. Ходовое направление, его еще часто называют «диагональ» - удар, выполняемый в направлении противоположного угла площадки соперника. Для наглядности не мешало бы взглянуть на план игровой площадки. Атака в диагональном направлении и по линии доступна только для нападающих из четвертой, второй и первой зон – то есть, для диагонального и доигровщиков.

Сложность попадания по линии, как выражаются волейболисты, заключается в том, что часть площадки, открытая для атаки, шириной всего около метра. Действие происходит в динамике, и велика вероятность попадания мяча в аут или антенну, что тоже считается ошибкой, проигранным очком.

Чаще для нападающего удара игрок выбирает ходовое направление. Вероятность попадания в аут в этом случае гораздо меньше, потому что открытая часть площадки больше, чем в случае с линейным направлением. Но сложность выигрыша в этом направлении тоже есть. Когда игрок исполняет атакующий удар по линии, ему противодействует только один защитник, в ходовом направлении их уже два. Меньше вероятность попадания в аут, но сложнее обыграть защиту - нелегкий выбор для нападающего.

Обманный удар

Помимо силового удара есть еще и обманный, или как его называют чаще - скидка. Выполняется этот элемент отрывистым касанием кисти в пустое место на площадке или прямо за блок - туда, где никогда нет защитника. Для того, чтобы не дать упасть скидке на своей стороне, защитники всегда должны быть готовы быстро переместиться и подбить мяч. Самое удачное место для исполнения обманного удара, как ни странно, - середина поля, ее еще называют «котел». Скидка в котел сложна тем, что эта зона является зоной конфликта для всех защитников: бегут все и разом останавливаются, видя, что другие тоже бегут, или считают, что мяч падает ближе к другому защитнику и не бегут. Оба варианта проигрышны для команды, если не определить заранее, кто будет играть мячи в этой зоне.

Спорт - это состязание, в котором побеждает лучший, сильнейший из соперников. Но скидка - это менее рискованный вариант нападающего удара, при котором вероятность ошибки минимальна. Есть такое негласное правило волейбола: в решающих моментах скидывать нельзя, необходимо смело и решительно действовать, как полагается настоящим чемпионам. Но есть также и фразы: за сильный удар два очка не дают, или: волейбол - игра не силы, волейбол - игра ума. Конечно же, победителю никто ничего не скажет. Но если это очко будет проиграно, да еще и в решающий момент - осуждающих взглядов игрок получит немало.

Блок - аут

Пожалуй, этот вариант атаки можно назвать самым сложным для исполнения. Ведь в этом случае нападающему надо попасть не в площадку размером восемьдесят один квадратный метр. В момент удара по мячу игрок всегда смотрит на него. Для осознанного удара блок - аут нападающий должен периферическим зрением определить местоположение блока и нанести удар таким образом, чтобы мяч отскочил от рук, блокирующих в аут. Такой вариант нападающего удара есть только у опытных игроков, которые долгими годами оттачивали и совершенствовали свое мастерство.

Либеро в атаке

Либеро может исполнять нападающий удар, но должен его выполнить определенным образом. В момент нанесения удара мяч должен находиться ниже верхнего троса сетки. Такие эпизоды бывают крайне редко, единицы раз за весь чемпионат, который длится почти восемь месяцев. Но либеро иногда все-таки приносят очки своим командам. Происходит это следующим образом: при защитных действиях мяч от либеро отскакивает в пустое место на площадке соперника, принося тем самым очко команде счастливчика. Правда, в статистике такие очки записываются как ошибка защитников, а не очко, принесенное атакой либеро.

Атака первым темпом

Первый темп атакует, в основном, из третьей зоны, которая находится посередине между второй и четвертой. Для первого темпа основные направления атаки – первая и пятая зоны. По причине очень быстрой атаки против первого темпа почти всегда играет только один блокирующий, поэтому процент реализованных атак первым темпом почти всегда выше, чем у остальных нападающих. Основная сложность нападающего удара первого темпа заключается лишь в уровне сыгранности со связующим.

Нападающий удар для каждого амплуа имеет свои особенности. Для первого темпа – ювелирная точность передачи. Для диагонального – мощь атаки. Для доигровщика – аккуратность. В свою очередь, для атаки важна передача, а для передачи – прием. Но победы без результативной атаки точно на бывает, и это, несомненно, важнейший элемент в волейболе.

Нападающие удары.

Технический прием атаки, состоящий в перебивании одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону противника, называется нападающим ударом. Скорость полета мяча зависит от удара: чем сильнее удар, тем больше скорость, следовательно, его труднее принять. По технике выполнения, различают прямой нападающий удар и боковой. И тот и другой могут быть выполнены в прыжке с места или с разбега. По скорости полета мяча различают: 1) Силовые(скоростные); 2) Кистевые(ускоренные); 3) Обманные(медленные).

Прямой нападающий удар. Длина разбега колеблется от 2 до 4 м и состоит из 2 – 4 шагов. Первый шаг короткий, выполняется мягко, как бы крадучись, последний шаг длинный, выполняется в виде скачка. Прямая нога выносится вперед и ставится на пятку, в след за этим быстро приставляется другая нога. Туловище слегка отклоняется назад, руки внизу –сзади. Вместе с перекатом на носки ноги выпрямляются и выполняется прыжок:бьющая рука взмахом по кратчайшему пути поднимается над плечом.

Рис. 12 Прямой нападающий удар.

В прыжке плечи и бьющая рука отводится назад, туловище прогибается(рис.12). С этого момента начинается выполнение собственно нападающего удара. Первое движении – выведение впер локтя бьющей руки. Бьющая рука, разгибаясь в локтевом суставе, начинает движение вперед и акцентированным движением кистью ударят по мячу. Пальцы кисти в момент удара плотно сжаты, мяч находится несколько впереди игрока. Приземление после удара выполняются на согнутые ноги с опущенными руками, что дает игроку возможность быстро начать перемещение в нужном направлении или выполнить повторный прыжок для блокировки.


Рис. 13 Боковой нападающий удар.

Боковой нападающий удар (рис.13) выполняется после широкого через сторону замаха бьющей рукой. Изменяя движения руки и кисти, можно выполнять также нападающие удары с переводом мяча вправо и влево .

Удар c переводом вправо или влево. Бывают с поворотом туловища и без. Удары с поворотом туловища выполняются также как и прямой, но с незначительным поворотом туловища в сторону удара и удар по мячу наносится сверху-сзади-справа. При переводе вправо туловище начинает моментальный поворот после отрыва от земли, далее его порядком при наклоняют влево, а плечо отводят от сетки.А при ударе без поворота туловища основную роль играет удар по мячу кистью.(рис.14) .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Техника выполнения

2.2 Возможные ошибки выполнения нападающего удара

Заключение

Список литературы

Введение

Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации. Назначение нападающего удара определяется самим его названием. Значительная высота волейбольной сетки требует выполнения завершающих ударов в прыжке. В связи с этим результативность нападающих ударов зависит от высоты прыжка нападающего, владения техникой, а также уровня тактической и морально-волевой подготовки.

Удар - наиболее ответственный в смысле результата прием игры. Основной и наиболее распространенный способ выполнения нападающего удара - прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча после удара совпадает с направлением разбега волейболиста перед прыжком. Помимо прямого нападающего удара «по ходу» различают боковой нападающий удар, удар с переводом и обманные удары. Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с противником. У команды, хорошо играющей в защите и не имеющей в своем составе хороших нападающих, мало шансов добиться успехов.

Известно, что нападающий удар в волейболе наиболее трудно поддается обучению. Это связано с тем, что для его выполнения необходимо обладать хорошими физическими данными, а также уметь совместить выполнение ряда сложных по смысловой и двигательной задаче действий - таких, как разбег, который следует постоянно согласовывать с летящим мячом, выбор места отталкивания, прыжок с замахом для удара и удар по летящему мячу в наивысшей точке прыжка. По­скольку все эти действия протекают в пределах 1-3 с, на фоне непостоянства условий для выполнения нападающего удара (несвоевременный выход нападающего, неточная передача, влияние сбивающих факторов), то станет понятной причина столь длительного обучения этому техническому приему.

Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций. При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче. Проблема спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе.

1.Техника выполнения

1.1 Техника выполнения нападающего удара

Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координацией, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях.

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений. Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач - достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча. Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры. Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.

В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два «ступающих» шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой. техника прямой нападающий удар

Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.

В третьей микрофазе - напрыгивании - игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх .

При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.

Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300-500 кг). Эта сила образуется благодаря стопорящему движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырехглавая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необходима для выпрямленного положения конечности и поддержания стопы в стопорящем шаге при напрыгивании .

Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища - в тазобедренных суставах. Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение. Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.

В третьей микрофазе - отталкивании от опоры - в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голени, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусухожильная, полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору (к мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые) .

Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрывным» характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.

Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2-3 см.Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120-130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах в пределах 100-115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных волейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120-130° .

Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80-90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут проявлять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыжка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ.

Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй передаче мяча. При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.

Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание осуществляются во время первой передачи. В большинстве же случаев отталкивание от опоры при нападающих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с моментом касания рук разводящего игрока с мячом. Исключение из этого правила составляет нападающий удар по мячу, находящемуся на восходящей ветви траектории полета, когда отталкивание опережает начало второй передачи .

Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.

Замах правой руки для удара выполняется сразу после окончания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначительно сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибается в поясничной части позвоночника.

Все эти движения создают необходимые условия для натяжения больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для энергичного сокращения при ударе по мячу. Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Такая структура движений особенно необходима при ударах по мячу, летящему над сеткой .

При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила удара увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости» соприкосновения руки с мячом. Увеличение амплитуды обеспечивается более значительным сгибанием руки в локтевом суставе при замахе, а жесткость соприкосновения руки с мячом - напряжением пястной и запястной частей кисти. Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.

Современными исследованиями установлено, что наибольшая точность полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160-170° между рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.

Кроме этого, в зависимости от смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.

1.2 Техника прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар может осуществляться по ходу разбега и с переводом. В первом случае направление траектории полета мяча после удара как бы совпадает с направлением разбега. Во втором с помощью своеобразных движений туловища и ударяющей руки мяч посылается вправо или влево по отношению к направлению разбега волейболиста.

В технике прямого нападающего удара по ходу разбега важным является напрыгивание в последнем шаге разбега, когда левая нога волейболиста, незначительно согнутая в коленном суставе, ставится на поверхность площадки с пятки. Такая постановка стопы способствует стопорящему движению, которое необходимо для перевода горизонтальной скорости разбега в вертикальную при отталкивании. Максимально увеличивая скорость при напрыгивании, игрок сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах опускает ОЦТ вниз, при этом правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед и ставится рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед-вверх отводятся назад-вниз.

Фаза отталкивания от опоры начинается с маховых движений рук еще до активного разгибания ног в момент приставки правой стопы к левой. При этом ОЦТ вследствие увеличения угла сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах продолжает смещаться вниз и оказывается вынесенным за опору.

Снижение ОЦТ вниз и смещение его за опору позволяют значительно увеличить его путь во время преодолевающей работы мышц ног, что способствует достижению большей величины вертикальной скорости движения тела в заключительной микрофазе отталкивания.

Активное разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, а также энергичное сгибание стопы осуществляется за счет взрывной работы мышц этих звеньев н завершается упругим отталкиванием стоп от поверхности площадки .

В начале безопорной фазы туловище и ноги игрока выпрямлены, левая рука после махового движения прекращает смещение вперед-вверх, а правая, согнутая в локтевом суставе, продолжает отводиться назад. Тело волейболиста в результате силы толчка вверх и инерции горизонтальной скорости разбега перемещается вперед-вверх. При дальнейшем подъеме туловище игрока прогибается в поясничной части позвоночника, правое плечо и рука отводятся назад и в сторону, левая, согнутая в локтевом суставе, смещается вниз, ноги сгибаются в коленных суставах.

В результате всех этих движений мышцы плечевого пояса, груди и живота хорошо растягиваются, создавая необходимые условия для концентрации усилий в ударном движении.

Удар по мячу производится в высшей точке прыжка. В результате энергичного сокращения больших мышечных групп груди и живота туловище волейболиста разгибается в поясничной части позвоночника, а ноги - в коленных суставах, правое плечо смещается вперед-вверх, а правая рука, разгибаясь в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу. При ударе происходит обгон дистальных частей руки: плечо обгоняет плечевой сустав, локтевой сустав обгоняет плечо и кисть-предплечье. Угол между плечом и предплечьем в момент удара составляет приблизительно 140-150°. Подобное захлестывающее движение руки в сочетании с разгибанием туловища и «навалом» правого плеча способствует значительному наращиванию силы в момент удара.

После удара по мячу (заключительная фаза) тело игрока по дуге опускается вперед-вниз. Волейболист приземляется в 1-1,5 метрах от места отталкивания на согнутые в коленных суставах ноги, туловище игрока несколько наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, находятся на уровне пояса.

Прямой нападающий удар с переводом влево выполняется со средней (по высоте) передачи, разбег и прыжок обычны. В фазе замаха волейболист всеми своими движениями показывает, что нападающий удар будет производиться по ходу разбега. В этом и заключается мастерство нападающего, то есть умение в последний момент резким движением предплечья и особенно кисти перевести мяч в сторону, мимо рук блокирующего. Эффективность перевода во многом зависит еще и от умения волейболиста произвести удар по мячу в наивысшей точке. При этом кисть соприкасается с правой боковой поверхностью мяча. Удар по мячу осуществляется пястной частью кисти, благодаря чему уменьшается «жесткость» удара, но увеличивается путь направляющего действия ударного движения. Правая рука после удара смещается по дуге вниз-влево.

При выполнении прямого нападающего удара с переводом вправо волейболист, отталкиваясь от опоры, поворачивает туловище влево. В фазе удара игрок разворачивает руку несколько кнаружи и резким движением кисти в этом же направлении переводит мяч вправо. Туловище при ударе подается несколько вперед и влево (в результате закручивания, полученного при отталкивании от опоры), что способствует увеличению его силы. Кисть ударяет по верхней левой стороне мяча .

Угол перевода мяча в горизонтальной плоскости увеличивается при смещении точки приложения усилия к мячу несколько вниз. Однако такое смещение направления ударного усилия уменьшает угол атаки в вертикальной плоскости, и мяч может быть направлен за пределы поля. Поэтому техническое мастерство нападающего заключается и в умении точно произвести удар по мячу.

В настоящее время в современном волейболе чаще говорят о переводах"по линии" (с целью обойти блок, протиснувшись между антенной), который возможен двумя способами: без поворота туловища и "классическим" - с разворотом туловища. "Косой" перевод (с 4-ки по 4-ке) правшой выполняется с "выкручиванием" кисти (удар по мячу слева), при этом рука в локте обязательно остается прямой. Перевод из 2-ки в 2-ку левши и правши выполяняют существенно по-разному. Для левши удар аналогичен тому, как переводит правша с 4-ки по 4-ке, но с одной особенностью: когда блок ставится "автоматом" на правшу, можно не "вырезать" мяч, а просто чуть сильнее "косить" в ход. Правша из 2-ки в 2-ку при высоком съёме мяча способен, развернув туловище (или разбежавшись под острым углом), пробить выраженного "косача", нанеся удар по мячу справа.

2. Методика обучения прямому нападающему удару в волейболе

Обучение нападающему удару следует начинать с длинных передач, с постепенным переходом к вертикальным, то есть от широкого диапазона к узкому, что способствует своевременности выхода на удар. Такой подход, когда формирование навыка происходит на широкой основе, оправдан, но требует большого количества времени, так как занимающимся приходится выполнять сотни попыток, среди которых лишь незначительная часть протекает в идентичных условиях и содействует прочному закреплению навыка. На начальном этапе подготовки следует прежде всего научиться технике выполнения наиболее типичных ударов и, в первую очередь, прямому нападающему удару (по ходу), для чего нужно поработать над развитием прыгучести, скорости, лов­кости, быстроты и других специальных качеств волейболиста. Здесь уместно напомнить волейболистам, что наряду с выполнением большого объема прыжковых упражнений не нужно забывать о правильном приземлении. Не следует приземляться на пятки почти выпрямленных ног (жесткое приземление), так как это приводит к частому травматизму.

Самое важное - понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее следует определять его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение. Очень важно с самого начала учиться играть в нападении одинаково свободно как правой, так и левой рукой. Начинать игру надо с сильных ударов, постепенно переходя к их чередованию с обманными. Осуществляя обманный удар, надо имитировать все фазы сильного нападающего удара: резкий разбег, высокий прыжок, энергичный замах. Каждому нападающему в индивидуальной игре полезно взять за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации, но особенно без грубых ошибок в конце партии и при равном счете. В литературе отмечается, что перед обучением нападающему удару в прыжке с разбега игроки с недостаточной координацией предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар.

Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.

Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.

Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч. После освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч.

Техника нападающего удара по координации движений является весьма сложной, и поэтому вначале целесообразно использовать расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности применяются подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически используются подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста.

Задача 1. Создать правильное представление о технике нападающего удара. Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара, изучение кинограмм и рисунков, просмотр кинокольцовок и соревнований с участием ведущих спортсменов. Демонстрация техники нападающего удара в целом и по фазам с объяснением скоростно-силовой структуры движений.

Задача 2. Освоить технику нападающего удара в облегченных условиях (расчлененным методом). Изучить удар по мячу без прыжка.

Средства и методы. Выполнение подводящих упражнений, направленных на овладение правильной техникой удара по мячу без прыжка. Повторный показ и объяснение техники, сопровождающиеся синхронными указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1. Удары по мячу, стоя у стенки или сетки.

Упр. 2. Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3--4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением волейболиста в конец колонны после каждой попытки.

Методические указания. Все удары выполняются из определенного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, согнутую в локтевом суставе, заранее поднимает, подготавливая ее для удара. Волейболист переносит вес туловища до момента удара на правую, согнутую в коленном суставе ногу, и поворачивается вполоборота в сторону, куда последует удар. При ударе по мячу игрок, невысоко подбросив мяч под правую руку, одновременно с переносом веса туловища на левую ногу производит удар по мячу. Ударяющая рука разгибается в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу и соприкасается с ним ладонной поверхностью кисти. В ударном движении кисть обгоняет предплечье. Удар выполняется выпрямленной рукой, но не над собой, а несколько впереди.

Постепенно исходное положение обучающегося и его последующие движения усложняются. Волейболист сгибает ноги в коленных суставах, наклоняет туловище, подбрасывает мяч, одновременно пронося правую прямую руку в лицевой плоскости. Как только правая рука оказывается в вертикальном положении, она начинает сгибаться в локтевом суставе и затем быстро отводится назад для замаха. После этого следует удар по мячу. Все движения обучающийся должен выполнять слитно. Необходимо обратить внимание на своевременное разгибание ног, движение правой руки в выпрямленном положении и ее сгибание в локтевом суставе в нужный момент. Одной из главных задач является обучение волейболистов правильному ударному движению, в особенности точному расположению ладонной поверхности кисти на мяче. Для этого волейболист подбрасывает мяч не перед собой, а вперед с таким расчетом, чтобы сделать шаг к мячу и затем произвести удар. Упражнение выполняется более динамично и способствует определению правильного выбора места по отношению к мячу в момент удара.

Упр. 3. Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешенной волейбольной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастической скамейке, ударом посылает мяч через сетку. Вначале упражнение выполняется из исходного положения игрока, у которого поднята и подготовлена к удару рука, а затем он ее выносит снизу вверх - назад.

Методические указания. Мяч нужно направлять под углом к поверхности площадки на стоящего против каждого игрока партнера, который бросает его обучающемуся для повторения упражнения.

Упр. 4. Расположение игроков и организация выполнения упражнения те же, что и в упр. 3. Удары через сетку волейболисты выполняют по неподвижному мячу, который поддерживают над сеткой партнеры, находящиеся по другую сторону площадки, а также стоящие на возвышении.

Методические указания. Мяч нужно поддерживать с двух сторон пальцами обеих рук, перенося их на сторону ударяющих игроков. Бить по мячу следует точно и несильно с тем, чтобы не ударить по рукам партнера.

Упр. 5. Игроки, стоя на возвышении, производят удары через сетку по наброшенному с другой стороны партнером мячу. Методические указания. Мяч нужно набрасывать точно и невысоко. Исходное положение обучающихся постепенно усложняется так же, как в упр. 3. Для того чтобы более четко выполнять упражнение, занимающиеся разбиваются на подгруппы из трех человек: один выполняет основное задание, другой набрасывает мяч, третий ловит или принимает мяч и точно в руки бросает его обучающемуся для повторения упражнения.

Задача 3. Изучить и освоить технику удара по мячу в прыжке.

Средства и методы. Подводящие упражнения, направленные на овладение ударом по мячу в прыжке. Показ и объяснение упражнений. Многократное выполнение заданий обучающимися, сопровождающееся указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1. Удары по мячу в прыжке. Мяч подбрасывает партнер, стоящий на расстоянии одного метра слева от обучающегося.

Методические указания. Прыжок для нападающего удара выполняется с места. Необходимо следить за правильностью техники напрыгивания и отталкивания, выбором места по отношению к" мячу и ударным движением. Удары можно производить в стенку или на игроков противоположной подгруппы (при большом количестве занимающихся). Располагать волейболистов нужно по всей длине площадки, на боковых линиях.

Упр. 2. Содержание и организация те же, что и в упр. 1, но задание выполняется через низко подвешенную сетку.

Упр. 3. Удары производятся по встречному мячу, который набрасывает партнер с другой стороны площадки.

Методические указания. При выполнении всех упражнений удары по мячу следует производить не в полную силу, так как при увеличении силы удара, как правило, нарушается точность и правильность движений.

Упр. 4. Выполнение нападающих ударов через сетку из зоны 4 со вторых передач, совершаемых из зоны 3.

Методические указания. Разбег должен составлять не более трех метров под углом к сетке 45--50°. Особое внимание нужно обращать на замедленное передвижение в начале разбега, ускорение к моменту напрыгивания и максимальные усилия при отталкивании от опоры. Для более удобного выбора места при отталкивании передачу необходимо выполнять с предельной точностью. Важно следить за одновременным маховым движением обеих рук и обгоном предплечья кистью при ударе.

Задача 4. Создать правильное представление о технике кистевых нападающих ударов с переводом влево.

Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара с переводом влево и изучением кинограмм. Демонстрация техники ударного движения при нападающем ударе с переводом.

Задача 5. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в облегченных условиях - без прыжка.

Средства и методы. Выполнение обучающимися подводящих упражнений для овладения правильной техникой ударного движения без прыжка.

Учебный материал.

Упр. 1. Удары с переводом влево при расположении занимающихся парами.

Упр. 2. Удары с переводом влево, стоя у тренировочной сетки или стенки.

Упр. 3. Удары с переводом влево при расположении игроков треугольником.

Упр. 4. Удары с переводом влево через сетку. Игрок, стоя на возвышении, сам подбрасывает себе мяч.

Упр. 5. Удары с переводом влево при подбрасывании мяча партнером.

Методические указания.

Во всех упражнениях необходимо следить за правильностью движения руки, которая производит удар по правой боковой поверхности мяча.

Задача 6. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в прыжке.

Средства и методы. Выполнение специальных упражнений на сниженной сетке с удобных для удара передач.

Обучение тактике нападающего удара.

Задача 1. Научить тактике обводки блока с помощью ударов с переводом вправо и влево.

Средства и методы. Объяснение тактического назначения ударов с переводом в связи с особенностями постановки рук блокирующих игроков. Показ ударов, выполняемых не в полную силу, с переводом влево и вправо при обходе блока в различных зонах площадки. Практическое выполнение заданий обучающимися.

Учебный материал.

Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак в зоне 3.

Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 90° к сетке.)

Упр. 3. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо - при проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.

Упр. 4. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при проведении атак из зоны 3.

Упр. 5. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при атаках из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 35--40° к сетке.)

Задача 2. Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим ударом через блок противника.

Средства, методы и учебный материал те же, что и в задаче 1.

Задача 3, Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим направлением мяча пальцами раскрытой ладони на незащищенное место площадки противника.

Средства, методы и учебный материал те же.

Задача 4. Обучить имитации передачи мяча в прыжке с последующим нападающим ударом.

Средства и методы те же.

Учебный материал.

Упр. 1. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча;из зоны 3 с последующим нападающим ударом правой рукой.

Упр. 2. Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 3 с последующим нападающим ударом

2.1 Требования к технике прямого нападающего удара по ходу

1 .Разбег обычно выполняется в два-три шага.

2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага - с разноименной с бьющей рукой ноги.

З.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди - внизу.

4. Первый шаг - короткий, обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.

5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги: правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую ногу.

6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед - вверх, описывая дуги.

7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.

8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.

9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.

10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.

11 .Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.

12.Удар начинается с движения плеча вперед.

13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.

14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.

15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.

16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз .

2.2Возможные ошибки выполнения нападающего удара

Ошибки при разбеге:

Недостаточная длина разбега.

При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.

При ударе из 2-ой зоны косой разбег.

Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.

Низкая скорость разбега.

Не хватает скоростных качеств.

Количество шагов не соответствует расстоянию.

Ранний разбег.

Поздний разбег.

Руки на старте опущены.

Размахивание или скрещивание рук при разбеге. Подготовительная фаза:

Нет вращения рук.

Вращение излишне согнутыми руками.

Высокое вращение рук.

Вращение прямыми руками.

Напрыгивание на две ноги одновременно.

Напрыгивание на носки.

Недостаточное стопорение правой ногой (короткий шаг) для правшей.

Левая нога приставляется поздно.

Левая нога ставится далеко вперед.

Вялое напрыгивание.

Излишне высокое напрыгивание.

Напрыгивание боком.

Прыжок в длину.

Прыжок не в полную силу.

Не хватает прыгучести.

Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются).

Низкая скорость взмаха руками.

Прогиб в пояснице.

Корпус завален влево.

Поворот боком к сетке.

Рука не зафиксирована в замахе.

Рука завалена влево.

Низко предплечье.

Низко локоть.

Кисть не закреплена при замахе.

Кисть развернута.

Пальцы разведены.

Не отведен большой палец.

Рабочая фаза:

При ударе нет посыла локтя вверх.

Удар согнутой рукой.

Не дорабатывает предплечье.

Не дорабатывает кисть.

Излишний уход руки назад после удара.

Излишний уход руки влево после удара.

Недостаточная скорость руки при ударе.

Удар поздно по ритму.

Удар чрезмерно круто вниз.

При обманном ударе нет имитации замаха.

При обманном ударе опускается локоть.

При обманном ударе заброшена кисть.

При обманном ударе расслаблены пальцы.

При обманном ударе излишнее сопровождение.

Обманный удар по низкой траектории.

Недостаточно резкий обманный удар.

Потеря высоты удара при переводе.

При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.

При ударе выше блока недостаточный накат.

Удар через сильнейшего блокирующего игрока.

Необоснованная попытка "чисто" обвести блок.

Удар в зону сильнейшего защитника.

Удар в защитника.

Перевод в линию с узкой передачи.

Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).

Обманный удар в руки.

Нападение без плана.

Нападение без учета обстановки.

Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.

Необоснованный риск при выборе нападающих действий.

Завершающая фаза:

Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.

При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.

Приземление на одну ногу.

Жесткое приземление.

Игрок не готов к следующим действиям .

Подводящие упражнения для нападающего удара:

Обучение разбегу и прыжку:

Одиночные и серийные взмхи руками на месте.

Прыжок на месте с взмахо рук.

Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук.

Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке.

Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке

преподавателя (партнера).

7.Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку

с низкого подбрасывания преподавателя (партнера) "в темп".

с высокого подбрасывания преподавателя (партнера).

с собственного набрасывания.

Обучение ударному движению:

8.Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица.

Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

9.Взмах руками и постановка руки в замах на месте в прыжке

10.Из положения замаха выполнить нападающий удар:

по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки

по мячу в левой руке

без мяча с опусканием руки

пол - стена с руки

пол - стена после подбрасывания

Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:

11.Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу в держателе или в руке преподавателя (партнера):

через сетку

12.Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.

п. Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу:

с низкого набрасывания преподавателя (партнера) "в темп"

с высокого набрасывания преподавателя (партнера)

с собственного набрасывания

13.Нападающий удар с передачи преподавателя или партнера.

Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:

Следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными;

Обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далеких от сетки;

Тактику нападения с первых передач и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков. При розыгрыше мячей с подачи этот прием выгоден в тех случаях, когда соперник применяет несложные подачи;

В любых случаях нужно стремиться к тому, чтобы нападающий удар выполнялся против слабейшего блокирующего;

Если нападающий решил сделать откидку, то все его предыдущие действия должны убедить блокирующих игроков соперника, что удар будет выполнять именно он;

Откидка не должна быть высокой, так как блокирующие вторично успеют выпрыгнуть на блок.

Заключение

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.В смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.

Важный вопрос начальной подготовки - одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование - после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе). При обучении нападающему удару рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах.

Список литературы

1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2008 (№23).

2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1 (20). - С. 290-293.

3. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. - 2007 (№13).

4. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.

5. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287 с.

6. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. : ФИС, 2004. - №4. - С. 26.

7. Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М. : АСТ: Астрель, 2004. - 170 с.

8. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.

9. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с.

10. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.

11. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

12. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2001. - 376 с.

13. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.

14. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2006. - №6 (41), сентябрь. - С.260-262.

15. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 261 с.

16. Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение техники выполнения нападающего удара, состоящей из разбега, прыжка, нападающего удара и приземления. Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов. Методика педагогического контроля за эффективностью нападающего удара спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Основные особенности современного волейбола, характеристика нападающего удара. Ключевые задачи технической подготовки волейболистов: овладение рациональной техникой, улучшение деталей техники. Анализ методики совершенствования прямого нападающего удара.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Методика обучения техническим приемам игры в волейбол. Особенности физической и специальной подготовки. Обучение технике нападающего удара как завершению розыгрыша мяча на своей площадке. Повышение эффективности нападающего удара у волейболистов.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Значение технической подготовки и основные технические приемы в волейболе. Факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства волейболиста. Физическое развитие студентов. Техника нападающего удара. Методика обучения нападающему удару.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Организация учебно-тренировочного процесса волейболистов старшего школьного возраста. Закономерности спортивной тренировки в волейболе. Анализ техники передач на нападающий удар в волейболе, использование специальных упражнений для ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2012

    Организация нападающего удара в волейболе и структура движений при его выполнении. Этапы исследования для построения модели эффективности нападающих действия игроков. Методика педагогического процесса обучения с использованием тренажеров для тренировки.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Сущность, виды, задачи, средства и методы технической подготовки волейболистов. Тренажеры и специальное оборудование для обучения и совершенствования техники нападающего удара и подачи. Организация и результаты собственных исследований, их обсуждение.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Краткая характеристика кикбоксинга как вида спорта, классификация, систематика и терминология данного спорта. Прямые удары руками в кикбоксинге, их сравнительная характеристика с другими стилями ударных единоборств. Теория и биомеханика данного удара.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Особенности игровой спортивной деятельности в пляжном волейболе и факторы ее повышения. Техника и тактика игры. Концепция методики обучения и тренировки в пляжном волейболе. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию подготовки спортсменок.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Сущность подачи как технического приёма в волейболе. Классификация способов подачи. Техника и тактика выполнения подач. Рекомендации и разработка комплекса упражнений для тренировки силы и стабильности подачи. Комплекс упражнений с набивными мячами.

В начале главы, посвященной изложению техники и тактики нападающего удара, необходимо внести ясность в вопрос о классификации нападающего удара. В практике и литературе наблюдается следующее явление: один и тот же способ нападающего удара разные тренеры и игроки называют по-разному, или, наоборот, в один и тот же термин вкладывают различный смысл. Например, нападающий удар, произведенный с четвертого номера по четвертому номеру противника, одни называют косым ударом, другие - прямым, третьи - ударом «по ходу».

В приведенной ниже классификации использованы термины, наиболее распространенные среди волейболистов.

В основу классификации нападающих ударов правильнее всего положить принцип соотношения направления разбега нападающего к направлению полета мяча после удара. Исходя из этого основного принципа, все нападающие удары можно разбить на две группы.

I. Нападающие удары «по ходу» (по ходу разбега нападающего). Это такие удары, при которых направление разбега нападающего примерно совпадает с направлением полета мяча после удара (полет мяча после удара как бы идет по мысленному продолжению направления разбега нападающего) (рис. 51).

Рис. 51. Нападающие удары «по ходу» и «с поворотом»

II. Нападающие удары «с поворотом». Это такие удары, при которых направление полета мяча после удара находится под значительным углом к направлению разбега нападающего (см. рис. 51).

Конечно, большинство нападающих ударов «по ходу» проводятся под некоторым углом по отношению к разбегу нападающего, но при ударе «с поворотом» этот угол более значителен.

Небольшая часть ударов, как встречный и другие, производится игроками без разбега, поэтому при классификации таких ударов надо учесть соотношение положения туловища нападающего перед прыжком и направление полета мяча после удара. Так, если направление полета мяча после удара примерно совпадает с сагиттальной осью тела нападающего перед прыжком,- это будет удар «по ходу»; если направление полета мяча после удара находится под значительным углом к положению сагиттальной оси тела нападающего перед прыжком,- это удар «с поворотом» (рис. 52).


Рис. 52. Сагиттальная ось тела игрока

Удары «по ходу» и удары «с поворотом» можно выполнять различными техническими приемами:

I. Нападающие удары «по ходу»
Удары «по ходу» правой (левой) рукой
«Кистевые» удары «по ходу» правой (левой) рукой
Боковые верхние удары «по ходу» правой (левой) рукой
Обманные удары «по ходу» правой (левой) рукой

II. Нападающие удары «с поворотом»

Удары «с поворотом» правой (левой) рукой
«Кистевые» удары «с поворотом» правой (левой) рукой
Боковые верхние удары «с поворотом» правой (левой) рукой
Обманные удары «с поворотом» правой (левой) рукой

Данная классификация учитывает характеристику техники выполнения ударов («кистевые» удары). Попытаемся определение ударов «по ходу» и «с поворотом» дать более точно.

Удары «по ходу» правой и левой рукой - такие удары, при которых направление разбега, сагиттальная ось тела нападающего в момент удара и полет мяча после удара примерно совпадают по направлению.

Удары «с поворотом» правой и левой рукой - такие удары, при которых направление полета мяча после удара и сагиттальная ось тела нападающего в момент удара примерно совпадают по направлению, но находятся под значительным углом по отношению к направлению разбега. Для выделения этого вида ударов из общей группы ударов «по ходу» и ударов «с поворотом» их правильнее было бы называть прямыми ударами «по ходу» («с поворотом»), что подчеркнуло бы характер движения ударяющей руки и отсутствие у игроков при этих ударах отвлекающих движений туловищем в сторону, противоположную направлению удара, для введения блокирующих в заблуждение. Однако для лаконичности их можно называть кратко - удары «по ходу», удары «с поворотом».

Эти разновидности нападающих ударов сравнительно легко блокируются, так как блокирующему не трудно определить направление удара нападающего по положению сагиттальной оси тела игрока (она соответствует направлению удара). Поэтому старая гвардия советских волейболистов - А. Щербин, С. Исахоньян, В. Филиппов, А. Якушев и другие-уже давно начали применять иную разновидность ударов, которая получила, может быть, не совсем правильное название «кистевых»; они сопровождаются ложными движениями туловища нападающего в сторону, противоположную направлению полета мяча после удара. «Кистевые» удары также делятся на удары «по ходу» и удары «с поворотом».

«Кистевыми» ударами то ходу» правой и левой рукой следует называть такие удары, при которых направление разбега и направление полета мяча после удара примерно совпадают, но находятся под значительным углом к сагиттальной оси нападающего в момент удара. На левой стороне рис. 53 изображены «кистевые» удары «по ходу» из зон 4 и 2.

«Кистевые» удары «с поворотом» правой и левой рукой - такие удары, при которых направление полета мяча после удара находится под значительным углом к направлению разбега нападающего и его сагиттальной оси в момент удара. На правой стороне рис. 53 изображены «кистевые» удары «с поворотом» из зон 4 и 2.

Классификация боковых верхних и обманных ударов основана на тех же принципах, описанных выше.


Рис. 53. «Кистевые» удары «по ходу» из зон 4 и 2 (на левой стороне рисунка) и «с поворотом» из зон 4 и 2 (на правой стороне рисунка)

В практике и игрокам, и тренерам часто приходится определять, к какой разновидности надо отнести тот или иной нападающий удар. Для такого определения можно исходить из предложенной классификации, однако полезно делать более полную характеристику нападающего удара, а для этого следует учесть следующие детали.

1. Место, где был произведен удар (из зон 4, 3, 2).

2. С какой передачи произвел игрок удар - далекой от сетки или близкой, высокой или низкой.

3. Сила, с которой произведен удар (сильный или слабый удар).

4. Крутизна полета мяча после удара (ее можно определить по зоне приземления или приему мяча).

Таким образом, можно точно охарактеризовать любой нападающий удар. Например, левый нападающий из своей зоны произвел сильный нападающий удар правой рукой «с поворотом» с далекой передачи по зоне 1 площадки противника.

Единый взгляд на классификацию нападающих ударов поможет не только практической работе, но и позволит в нашей спортивной литературе более полно освещать все стороны этого важнейшего приема игры в волейбол.

Ю.Д, Железняк, Ю.М. Портнов предполагают, что освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей (пространственно-временной и мышечной координации) волейболиста. При разучивании атакующего удара применяют расчлененный метод: изучаются заключительное движение (финальное усилие) - замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбега; удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с различных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивлении блокирующих .

Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему характеру для всех способов атакующих ударов.

Подводящие упражнения:

1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлет вертикальный; то же после перемещений и остановки; то же с поворотом на 90, 180, 360; прыжок вверх толчком двумя ногами с разбегу в один, два, три шага. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней.

2. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).

3. Освоение удара кистью по мячу: удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате. Замах небольшой, в момент удара рука выпрямлена; удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; серия ударов по мячу у тренировочной стенки.

4. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.

5. Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке: с места и с разбегу.

6. Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе.

7. Освоение удара по летящему мячу. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера.

8. Нападающий удар через сетку по мячу, направленному с помощью мячемета, позволяющего посылать мяч по строго установленной траектории. Если такого устройства нет, мяч подбрасывает тренер или партнер.

Нападающие удары -- это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам .

Основной способ нападающего удара -- прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Нападающий удар с переводом -- разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после удара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком .

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающихся правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих) .

А.В.Беляев, М.В.Савин рекомендуют обучение начинать с прямого нападающего удара по ходу, затем переходят к освоению нападающего удара с переводами. В дальнейшем по мере освоения прямого, можно изучать боковой нападающий удар. Обучение проводить только расчленено в такой последовательности:

1. Прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук;

2. Разбег вместе с прыжком и замахом;

3. Удар по мячу.

Примерные упражнения для обучения:

1. Прыжок с места вверх с махом руками.

2. То же, но с поворотом на 90, 180, 360.

3. Прыжок вверх толчком двумя ногами после одного шага вперед, в сторону.

4. Прыжки с подкидного мостика.

5. Спрыгивание с возвышения.

2.1. Сделать вперед широкий шаг, ставя ногу на пятку, приставить другую ногу и выполнить прыжок (в момент первого шага отводят назад).

2. То же, но выполнить быстро.

3. То же, но первый (стопорящий) шаг выполнить скачком.

4. То же, но выполнить с двух, трех шагов.

5. То же, но с доставанием предмета на высоте.

6. То же, но разбег с линии нападения.

При прыжке обе руки махом выносятся вверх.

1. Имитация ударного движения на месте, в прыжке, с разбега.

2. Удар по мячу кистью, стоя на коленях.

3. Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу.

4. Удар в стенку через пол на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар в парах на месте и в прыжке (один набрасывает мяч и пасует).

6. Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега.

7. Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса.

8. То же, но мяч набрасывает партнер.

9. Удар через сетку с места в прыжке с собственного подброса (удары из разных зон).

10. То же, но мяч набрасывает партнер.

11. То же, но с одного, двух, трех шагов.

12. То же, но с передачи партнера.

Ошибки при обучении:

Стопорящий шаг на носок;

Остановка перед отталкиванием;

Отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;

Удар согнутой в локте рукой;

В момент удара опускание локтя вниз;

Ранний или поздний разбег;

Неправильный ритм или разбег;

Неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;

Медленное отталкивание;

Недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;

Приземление после удара на прямые ноги.

Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны атаки, расположения блока и защитников соперника, старается выбрать наиболее рациональный (для конкретной обстановки) способ удара. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к проигрышу очка или подачи .

Игрок, выполняющий удар, должен:

1 - оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;

2 - следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;

3 - с “ неудобных “ передач не проиграть мяч;

4 - владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными ударами, ударами от блока и т. д.;

5 - перед разбегом для нападающего удара - быстрый взгляд на сторону соперника для оценки расположения игроков обороняющейся команды.

Совершенствование техники нападающих ударов включает следующие группы упражнений:

а) нападающие удары со всех видов передач по цели;

б) нападающие удары против одиночного и группового блока с определенным заданием для противоборствующих сторон;

в) нападающие удары в защитников с определенным заданием для противоборствующих сторон;

г) нападающие удары после приема подач против блока и защитников.

Примерные упражнения:

1. Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 - перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне 4 и т. д.

2. Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

3. Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).

4. Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

5. Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

6. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).

7. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

8. Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком:

Со всех видов передач по цели;

Протии одиночного и группового блока;

Против блока и защитников.

9. Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

10. Нападающий удар 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и защитниками .

А.Г. Айриянц предлагает следующие методы технической подготовки:

На первом этапе главное - этот ознакомление с разучиваемым приемом.

1. Показ. Он должен быть образцовым и дополняться демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, схем, макетов площадки и т. д.).

2. Объяснение. Оно должно быть кратким и понятным для занимающихся. Обычно показ чередуют с объяснением.

На втором этапе главное - изучение приема в упрощенных условиях.

1. Метод целостного обучения. Целостное разучивание технического приема создает более полное представление об изучаемом действии и прочную логическую основу для формирования двигательного навыка. Обычно этот метод используют при разучивании простых технических приемов, несложных по структуре.

2. Расчлененный метод. Технический прием делят на фазы или части, выделяя при этом основное звено или то, что труднее всего дается занимающимся. Не следует долго задерживаться на изучении отдельных частей приема. Занимающихся по возможности быстрее подводят к выполнению движения в целом.

На третьем этапе главное - изучение приема в усложненных условиях.

1. Повторный метод. Только многократное повторение способствует становлению и закреплению навыков и знаний, стабильности и надежности техники. Повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) с целью формирования гибкого навыка.

2. Усложнение и затруднение заданий по сравнению с соревновательными (введение нескольких мячей, увеличение числа действий в единицу времени, быстрые переключения и т. д.).

3. Выполнение технических приемов на фоне утомления (в конце занятий, после интенсивных упражнений).

4. Выполнение упражнений в условиях единоборства с сопротивлением.

5. Игровой метод.

6. Сопряженный метод. Он позволяет решать задачи совершенствования техники и развития специальных качеств, а также технической подготовки и формирования тактических умений.

7. Соревновательный метод.

На четвертом этапе главное - это закрепление прима в игре.

1. Анализ выполненных движений (с помощью специальных видов записи игры).

2. Специальные задания по технике в учебной игре.

3. Игровой метод.

4. Соревновательный метод.

5. Интервальный метод.

Обучение начинается с прямого нападающего удара по ходу. Затем переходят к освоению нападающего удара с переводами. Обучение ведется только расчлененным методом. Вначале изучают разбег и прыжок, добиваясь закрепления ритма движений. Особое внимание следует уделить правильной постановке ног при отталкивании. Для изучения прыжков рекомендуются следующие примерные упражнения:

1. Прыжок с места вверх, вверх-вперед, в сторону, вверх-назад.

2. Прыжок с места с поворотом (от 90 до 360) вправо и влево.

3. Прыжки в сериях по 5-10 раз, акцентируя внимание на высоте взлета .

Для изучения техники прыжка с разбега следует после показа и объяснения выполнять его вначале с одного шага, далее с двух и, наконец, с трех шагов. Примерные упражнения:

1. Сделать шаг, вынося вперед прямую правую ногу (стопорящий шаг), приставить левую и выполнить прыжок вверх.

2. То же, акцентируя внимание на опережающем маховом движении двумя руками.

3. Сделать шаг, стопорящий шаг и прыжок вверх с махом руками.

4. То же, но стопорящий шаг выполнить скачком. Особое внимание следует обратить на постановку стопорящей ноги и согласованную работу ног и рук.

5. Выполнить разбег в 2-3 шага, стопорящий шаг и прыжок вверх.

6. Выполнять прыжки к нападающему удару с разбега, по сигналам преподавателя в сочетании с другими упражнениями.

В начале обучения технике разбега и прыжка необходимо следить за активным отталкиванием от опоры после напрыгивания, а также активной работой рук в маховом движении, способствующем высокому прыжку.

При выполнении прыжков с разбега наиболее часто встречаются следующие ошибки: в стопорящем шаге нога ставится не на пятку, а на носок, в результате чего нет стопорящего эффекта, а полет проходит в горизонтальной плоскости; перед отталкиванием игрок останавливается, из-за чего уменьшается высота прыжка; нет опережающего махового движения руками, что уменьшает высоту прыжка и нарушает общую координацию движений (1).

Ошибки устраняют с помощью дополнительных объяснений и показа, а также подводящих упражнений и повторений изучаемых упражнений в медленном темпе.

Особое внимание необходимо уделить приземлению. Игрок должен приземлиться на прямые ноги и тут же согнуть их, чтобы подготовиться к последующим действиям. Освоению приземления способствуют специальные упражнения:

1. Прыжки с места, обращая внимание на приземление.

2. Спрыгивание с гимнастических снарядов (коня, скамейки, гимнастической лестницы).

3. Прыжки с подкидного мостика, обращая внимание на приземление.

После овладения прыжком с разбега или параллельно с ним следует изучать удар по мячу в упрощенных условиях - без прыжка, используя следующие примерные упражнения:

1. Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу, обращая внимание на выпрямление руки при ударе.

2. Занимающиеся располагаются парами. Один игрок подбрасывает мяч левой рукой и выполняет удар правой в направлении партнера, который принимает его снизу двумя руками.

3. Занимающийся располагается у стены (5-6 м) и выполняет нападающий удар с собственного набрасывания об пол на расстоянии 1 м от стены.

4. То же, но удары выполняют непрерывно по отскакивающему от стены мячу.

После овладения частями нападающего удара занимающиеся могут выполнять его в целом, но в упрощенных условиях. Примерные упражнения:

1. Имитация нападающего удара. Необходимо обратить внимание на правильную последовательность работы звеньев тела и их согласованность.

2. То же, но у сетки в зонах 4, 3, 2. Затем важно следить за местом отталкивания и приземления.

3. Игроки располагаются в колонну по одному в зонах 4, 3, 2. По сигналу преподавателя игрок выполняет разбег, прыжок и бросок теннисного мяча через сетку нападающим ударом.

4. Нападающий удар по подвешенному над сеткой мячу. Здесь создаются упрощенные условия для последовательной и согласованной работы звеньев тела при выполнении приема в целом.

5. Игроки располагаются парами. Один из них находясь со стороны бьющей руки другого игрока, подбрасывает мяч вверх; другой, находясь на расстоянии 2-3 м от него, разбегается и выполняет нападающий удар.

Это упражнение можно выполнять и у стены.

6. Расположение то же, но игрок 1, подбрасывающий мяч, стоит у сетки. Игрок 2 разбегается и выполняет нападающий удар через сетку.

7. Игроки расположены как ив упражнении 5. Вместо подбрасывания игрок передает мяч сверху двумя руками, а партнер выполняет нападающий удар с этой передачи.

8. Игроки с мячами становятся в колонну по одному в зоне 4, один игрок в зоне 3. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3, игрок зоны 3 передает мяч на удар в зону 4, игрок зоны 4 разбегается и осуществляет нападающий удар.

Передающего игрока зоны 3 можно не менять, а если сменить, то игроком, выполнившим нападающий удар.

После овладения ударом из зоны 4 можно выполнять нападающие удары из зоны 3 с передачи из зоны 2, а затем из зоны 2 с передачи из зоны 3. В последнем случае следует обратить внимание на то, что передача осуществляется со стороны слабейшей руки; поэтому выполнение удара несколько специфично.

Типичные ошибки в нападающем ударе в начальном периоде обучения:

при разбеге - запаздывание с выходом к мячу или пробегание мяча, выход боком к сетке;

в прыжке - прыжок выполняется не вверх, а в длину, из-за чего касается сетки; недостаточно активные движения руками в маховом движении;

при ударе - удар согнутой рукой по краю мяча;

при приземлении - приземление на прямые ноги без последующего сгибания их в коленях.

Для устранения ошибок при выполнении нападающего удара целесообразно использовать детальный показ и объяснение структуры движений, имитационные и подводящие упражнения, выделение ошибочного движения и его детальное изучение, а также выполнение нападающего удара в упрощенных условиях.

После овладения структурой движения можно переходить к его совершенствованию, осваивая более сложные варианты нападающих ударов, постепенно повышая степень трудности упражнений и условия их выполнения. Для этого можно использовать типичные упражнения:

1. Нападающие удары с собственного набрасывания из различных зон в различных направлениях.

2. Нападающие удары с длинных передач: из зоны 4 с передачи из зоны 2; из зоны 2 с передачи из зоны 4.

3. Нападающие удары с укороченных передач: из зоны 4 с передачи из зоны 4; из зоны 3 с передачи из зоны 3; из зоны 2 с передачи из зоны 2.

4. Нападающие удары с передачи из глубины площадки: из зоны 4 с передачи из зоны 6; из зоны 2 с передачи из зоны 6 и т. д.

5. Нападающие удары со скоростных и ускоренных передач длинных и коротких: из зоны 4 с передачи из зон 3 и 2; из зоны 3 с передачи из зоны 2; из зоны 2 с передачи из зон 4 и 3.

6. Нападающие удары со скоростных и ускоренных укороченных передач: в зоне 4 из зоны 4 и 6; в зоне 3 из зоны 3; в зоне 2 из зоны 2.

7. Нападающие удары с далеких от сетки передач: из зон 1, 5, 6 с передачи от сетки; из зон передней линии с передачи, отдаленной от сетки.

8. Нападающие удары с переводом туловища влево и вправо в различных направлениях.

9. Нападающие удары с переводом руки влево и вправо в определенные зоны площадки.

10. Нападающие удары с первой передачи и откидки.

11. Нападающие удары с перемещением в соседние зоны.

12. Серии нападающих ударов (10-15), выполняемые с максимальной быстротой.

13. Нападающие удары против одиночного и группового блоков. На определенном этапе совершенствовать нападающие удары следует обязательно с противодействием, что наиболее соответствует условиям ведения игры.

14. Нападающие удары после передачи, блокирования, прыжков и т. д. Упражнения такого типа способствуют формированию навыка использования нападающего удара в игре.

Процесс обучения и совершенствования нападающим ударам должен строиться так, чтобы занимающийся постепенно овладел всеми их способами и вариантами, научился выполнять любой рукой из различных исходных положений в различных условиях .